“Новый Казахстан – новая адвокатура”
Опубликовано 5 мая 2022 года
21 ноября 2021 года в Республиканской коллегии адвокатов Казахстана (далее – РКА) прошли выборы председателя. Избрание председателя коллегии происходило путем проведения конференции, а сама предвыборная кампания отличалась значительной конкуренцией. В итоге, по итогам двух туров голосования новым председателем РКА был избран Бикебаев Айдын Жолшиевич, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов.
Уже в ходе предвыборной кампании Айдын Жолшиевич анонсировал значительные изменения, которые в случае избрания он постарается реализовать. Менее чем через 3 месяца после его избрания была подготовлена Концепция развития адвокатуры Казахстана (далее – Концепция), получившая название “Новый Казахстан – новая адвокатура”, которая спустя еще 2 месяца, 18 апреля 2022 года, была официально принята Президиумом РКА.
Проект “Право на защиту” изучил Концепцию развития адвокатуры Казахстана и выяснил, как планирует измениться казахстанская адвокатура в 2022-2025 годах.
Структура
Концепция представляет собой достаточно объемный документ на 61 странице, разбитый на введение, заключение и 16 разделов, которые охватывают практически все аспекты работы адвокатуры, требующие улучшения. Изучение Концепции показывает, что в действительности авторы смотрят на проблемы гораздо шире, многие из изменений касаются системы правосудия в целом.
Во введении выделяется ряд проблем, которые предполагается решить при реализации Концепции:
1) обеспечение реальной состязательности и равноправия адвоката и прокурора в судебном процессе;
2) укрепление процессуального и институционального статуса адвокатов, включая предоставление реальных прав по сбору доказательств, доступу к информации, относящейся к различным видам охраняемых законом тайн;
3) установление должной оплаты труда адвокатов, участвующих в программе по предоставлению гарантированной государством юридической помощи;
4) улучшение регламентации и введение новых форм адвокатской деятельности;
5) предоставление реальных гарантий адвокатской деятельности, включая вопросы защищенности и безопасности адвокатов, незыблемости соблюдения адвокатской тайны;
6) решение социальных и налоговых проблем адвокатов;
7) повышение престижа профессии, профессиональной этики и эффективности работы организаций и органов самоуправления адвокатуры.
Усиление адвокатуры
Раздел 1 Концепции называется “Сильная адвокатура”. В это разделе авторы приходят к выводу, что достижение целей развития адвокатуры возможно лишь в том случае, если адвокатура будет являться сильным институтом с влиятельным республиканским органом самоуправления, способным отстаивать интересы всего института в государственных органах не только при решениях вопросов, связанных непосредственно с адвокатурой, но и в вопросах, которые касаются правоохранительной и судебной систем в целом.
Далее перечисляются конкретные меры, которые должны быть приняты для построения сильной адвокатуры:

  • Созыв Республиканской конференции коллегий адвокатов (высшего органа самоуправления, состоящего из представителей всех территориальных коллегий) должен осуществляться не реже одного раза в год, чтобы оперативно решать возникающие кадровые и текущие проблемы, относящиеся к его компетенции (действующий порядок предполагает созыв не реже одного раза в два года);
  • Явка членов Президиум РКА, состоящего из избранных представителей территориальных коллегий, должна контролироваться территориальными коллегиями, члены президиума должны проявлять большую активность и инициативность, а часть из них должна занимать должность заместителя председателя для работы на постоянной основе;
  • Председатель РКА должен по должности быть председателем Президиума РКА, как это происходит в территориальных коллегиях. При этом председатель избирается лишь на однократный четырехлетний срок. Также в его обязанности должно входить ведение учета всех злоупотреблений со стороны правоохранительных и судебных органов, сведения из которого должны регулярно доноситься до руководителей соответствующих органов;
  • Должна быть создана Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов. Предполагается, что в нее войдут представители всех территориальных коллегий, каждый ее член будет получать соответствующее поощрение за свою деятельность в рамках комиссии. При этом предлагается наделить комиссию значительными полномочиями по систематизации фактов нарушения прав адвокатов, дальнейшему законному реагированию на них, контролю за реакцией соответствующих органов на нарушения. Кроме того, комиссия должна участвовать в законотворческом процессе, готовить соответствующие проекты, по возможности входить в рабочие группы ответственные за разработку нормативных актов, касающихся прав адвокатов;
  • Также предлагается реанимировать деятельность Научно-консультативного совета РКА, который ранее, как утверждается в Концепции, фактически не функционировал ввиду отсутствия финансирования. Предполагается, что данный совет будет возглавлять один из членов Президиума РКА, а его деятельность будет системной и постоянной. В частности совет будет реагировать на все запросы на экспертную оценку проектов нормативных актов (констатируется, что на текущий момент делают это в основном рядовые адвокаты исключительно в силу своей инициативности). Также совет, согласно Концепции, должен обеспечивать информационную и методическую работу в адвокатуре;
  • Дисциплинарная комиссия адвокатуры должна быть увеличена численно, ввиду значительной загруженности. В ее состав должны войти представители научного сообщества.
  • Помимо собственно работы органов самоуправления, Концепция рассматривает в качестве важной меры, позволяющей способствовать построению сильной адвокатуры, массовое и обязательное участие адвокатов в общественных советах (и иных подобных органах) при всех правоохранительных и судебных органах как республиканского, так и областного значения, в рабочих группах парламента. Достичь это предполагается за счет изменений законодательства. При этом важным также является централизация всей активности подобного рода: адвокаты входящие в те или иные общественные органы при различных ведомствах должны координироваться РКА, РКА вправе требовать от данных адвокатов соблюдения в своей деятельности интересов института адвокатуры;
  • Кроме того, Концепция предлагает добиться включения в Регламент Правительства обязательного согласования с РКА всех проектов нормативных актов, которые касаются деятельности адвокатуры (согласование предполагается в виде дачи РКА экспертного заключения, которое будет обязательной частью проекта нормативного акта). Помимо этого, ежегодно должен составляться большой доклад о деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи, в котором среди прочего должна быть информация о нарушениях прав адвоката. Сам доклад должен направляться Президенту, Правительству, обеим палатам парламента, Конституционному и Верховному судам.
Независимость адвокатуры и адвоката
Раздел 2 Концепции посвящен теме независимости адвокатуры. Под независимостью адвокатуры авторы Концепции понимают полную ее самоуправляемость, а также самостоятельность адвокатуры в вопросах допуска к профессии и исключению из нее.
В целях достижения независимости предложен также ряд мер:
- Введение реального и полноценного самоуправления. Реализовываться это должно посредством большего непосредственного участия адвокатов в выборных процессах в рамках самоуправления, а также путем проведения республиканских адвокатских референдумов по наиболее острым и важным вопросам функционирования;
- Органы адвокатского самоуправления должны быть наделены исключительными правами в вопросах допуска к профессии и ведения всех дисциплинарных процедур. Данная амбициозная цель предполагает поступательное движение к отмене лицензирования адвокатской деятельности, что в целом коррелируется с общими концепциями руководства Казахстана по децентрализации и либерализации общества (в частности – по максимальной передачи контрольных функций государства на места). Осознавая, что эта цель далекоидущая и непростая, авторы Концепции описывают промежуточные шаги, которые необходимо сделать в первую очередь для приближения к основной цели. В частности предполагается следующее:
  • совершенствование процедур и стандартов, связанных с самоконтролем адвокатуры за действиями адвокатов;
  • изменение состава Комиссий по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, путем увеличения количества адвокатов в ее составе и путем занятия должности ее председателя адвокатом;
  • отмена нормы, освобождающей бывших судей, прокуроров и следователей от сдачи экзамена;
  • изменение порядка лишения адвоката лицензии (переход от возможности государственного органа непосредственно обратиться в суд с иском подобного содержания к обязательному обращению в дисциплинарную комиссию территориальной коллегии, при этом в случае решения дисциплинарной комиссии об отсутствии дисциплинарного проступка, государственный орган должен будет изначально в судебном порядке отменить данное решение);
  • исключение из закона гипотетической возможности организации “государственной адвокатуры”;
  • исключение из закона нормы о согласовании с профильным государственным органом внутренних актов адвокатуры.
Раздел 3 Концепции касается независимости адвоката, как отдельного участника адвокатского сообщества. Помимо уже указанных ранее изменений, которые также косвенно влияют на независимость адвоката, авторами Концепции выделяется и ряд дополнительных:
- изменение порядка оплаты гарантированной (бесплатной) юридической помощи: действующий порядок предполагает почасовую оплату, при которой часы выставляются органом, ведущим уголовный процесс;
- выбор адвокатов по назначению должен быть полностью случайным, посредством компьютерной системы;
- запрет привлечения адвокатов в качестве лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
- введение особого порядка проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий в отношении адвокатов;
- введение особого порядка рассмотрения жалоб адвокатов на нарушение их прав (исключить рассмотрение жалоб органом, на действия сотрудников которого и подана жалоба);
- закрепление принципа неотождествления адвоката со своим клиентом путем введения дополнительных гарантий для адвоката при осуществлении им защиты (публичные высказывания, подача жалоб и ходатайств, возражение против незаконных действий не должны никаким образом ставиться в вину адвокату).
Реформирование судебной системы
Раздел 4 Концепции выходит за пределы непосредственно изменения адвокатуры и касается предложений адвокатского сообщества в смежной теме – реформировании судебной системы. Авторы Концепции делают акцент на том, что ряд действий государства в этом направлении уже помог в выстраивании независимой судебной власти (введение института следственных судей, ограничение сроков нахождения в должности председателя суда, создание консультативных органов и наделение Высшего судебного совета полномочиями по кадровой политике с привлечением в его состав адвокатов и т.д.), но также предлагается ряд дополнительных и довольно радикальных изменений:
  • увеличение привлекательности профессии судьи путем увеличения его заработной платы, создания менее строгих правил поведения судьи во внерабочей время;
  • радикальная мера в виде введения права судьи выносить решения не только на основе норм права, но и на основе принципов права, когда это необходимо для установления справедливости, что должно наделить судью в некотором смысле правотворческими функциями (предложение является крайне смелым, т.к. предлагает фактически введение элементов прецедентного права в континентальную казахстанскую систему правосудия);
  • повышение независимости отдельно взятых судей путем введение принципа выборности судей территориальных судов гражданами из числа лиц, прошедших предварительно отбор в Высшем судебном совете, состоящем лишь наполовину из судей (вторая половина должна быть представлена академическими кругами, представителями академического и профессионального сообщества, в том числе из адвокатуры);
  • расширение категорий дел, подсудных суду присяжных, с одновременным закреплением полной независимости присяжных от председательствующего судьи;
  • изменение полномочий прокуратуры в отношении суда либо путем их значительного сужения, либо путем уравнивания с полномочиями адвокатов. В качестве примеров излишних полномочий, которые явно шире полномочий стороны защиты, приводится в первую очередь надзор за законностью судебных постановлений, т.е. право опротестовывать в порядке надзора абсолютно любые вступившие в законную силу решения суда, в рамках которого прокурор может запросить абсолютно любое дело (у адвоката такого полномочия нет). Также указывается, что явным проявлением неравенства сторон является автоматическое рассмотрение судом кассационных протестов прокурора по уголовным делам, тогда как кассационные ходатайства защитника предварительно проверяются на предмет обоснованности;
  • уменьшение влияния правоохранительных органов на суд путем установления более широких гарантий и иммунитета от оперативно-розыскных и следственных действий, путем замены процедуры психологического тестирования в Комитете национальной безопасности на тестирование в учреждении, которое не связано с правоохранительными органами;
  • сближение профессий судьи, прокурора, адвоката с целью построения единого юридического сообщества, в рамках которого будет возможен взаимный переход из одной роли в другую. Предполагается, что со временем будет возможно проведение единого юридического экзамена, общих этических кодексов, с сохранением независимости каждого института.
Допуск в профессию
Раздел 5 концепции посвящен исключительно вопросам аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, т.е. процедуре, которая в Беларуси называется “квалификационный экзамен”.

Авторы Концепции отмечают, что закрепленный в действующем законе порядок, согласно которому в состав территориальных комиссий по аттестации входит семь человек, из которых только трое – адвокаты, не может считаться справедливым. Отмечается, что еще до принятия концептуального решения об отмене лицензирования адвокатской деятельности, которое само собой приведет к наделению органов самоуправления полномочиями по допуску к профессии, необходимо по крайней мере изменить порядок формирования комиссий по аттестации. Предлагается изменить действующее законодательство таким образом, чтобы большинство в комиссиях составляли адвокаты, а должность председателя комиссии занимал адвокат. Регламент работы по комиссии должен утверждаться в РКА, а не в государственных органах. Сама процедура экзамена также по замыслу авторов должна быть частично изменена: предлагается оставить письменный экзамен в виде компьютерного тестирования, а второй этап, который на данный момент представляет собой решение практического задания по анализу обстоятельств дела, предлагается заменить собеседованием. Помимо этого, как уже указывалось ранее, предлагается исключить из закона действующую норму об освобождении от прохождения аттестации бывших работников суда и правоохранительных органов, т.к., по мнению авторов Концепции, это очевидно нарушает принцип равенства всех перед законом, закрепленного в Конституции, создавая явно дискриминационные условия для доступа к профессии.

Процессуальное усиление адвоката
Следующий достаточно объемный раздел 6 посвящен повышению процессуального статуса адвоката. Авторы констатируют, что несмотря на то, что законом адвокат наделен значительными правами, на практике часто возникают нарушения этих прав, в том числе путем принятия подзаконных актов, закон нарушающих. В целях изменения сложившейся ситуации предлагаются следующие изменения:
  • несмотря на прямой запрет на какой-либо досмотр адвокатов, предусмотренный в законе, существуют многочисленные ведомственные акты, согласно которым всем гражданам (в том числе адвокатам) запрещается проносить в помещения различных органов какие-либо технические средства (телефоны, смартфоны, ноутбуки и так далее). Также встречаются проблемы с непосредственным доступом адвоката в помещения различных правоохранительных органов. Ввиду этого, предлагается прямо предусмотреть в законе право адвокатов проходить в здания любых правоохранительных органов, а также предусмотреть прямое разрешение адвокатам использовать там любые технические средства, которые необходимы им в работе;
  • предлагается предусмотреть право адвоката участвовать не только в тех следственных действиях, в которых участвует его доверитель, но и в тех, которые затрагивают его интересы, в том числе путем обязательного уведомления об этом праве со стороны правоохранительных органов (одним из очевидных примеров приводится обыск по месту жительства задержанного, который зачастую проводится в его отсутствие);
  • предлагается гарантировать круглосуточный доступ адвоката к своему задержанному или содержащемуся под стражей доверителю, в том числе в режиме онлайн (указывается, что в настоящее время необходимо либо достаточно долгое время ожидать встречи в соответствующих учреждениях, либо так же долго ждать встречи онлайн);
  • предлагается заменить порядок допуска к государственным секретам, по делам с этим грифом, подписанием простой подписки о неразглашении;
  • закрепить прямую возможность адвоката получать копии любых документов, содержащихся в уголовном деле, а также значительно расширить перечень документов, которые получает адвокат, если в рамках дела у него отобрана подписка о неразглашении, внеся в него все постановления, протоколы и иные документы, затрагивающие его права;
  • разработать для каждого из процессов алгоритм получения адвокатом сведений, в том числе составляющих банковскую, налоговую, врачебную и иную охраняемую законом тайну (вероятнее всего, путем получения соответствующего разрешения в суде);
  • закрепление в законе более широких полномочий адвоката, касающихся адвокатских запросов, в частности прямо указать, что запрос может касаться не только непосредственно его клиента, но и других лиц, предусмотреть жесткий трехсуточный срок ответа на запрос, указать, что только государственная тайна может быть основанием для отказа в предоставлении информации, указать, что неполный, частичный, уклончивый, формальный ответ, неправомерные ссылки на отсутствие информации должны толковаться как отказ в представлении ответа, а руководители правоохранительных органов должны привлекаться к административной ответственности за отказ в предоставлении информации или несвоевременный ответ на запрос адвоката в равной степени со всеми другими лицами. Принятие данных уточнений сделает более эффективным привлечение лиц к предусмотренной в Казахстане уже сейчас административной ответственности за отказ в предоставлении информации или несвоевременный ответ на запрос адвоката;
  • пересмотр статьи 435 УК Казахстана (“воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам”), которая ни разу не применялась на практике. При этом предлагается сделать данный состав преступления формальным, т.е. не требующим наступления последствий (по аналогии с воспрепятствованием законной деятельности журналиста). Также предлагается указать в законе конкретный перечень действий, которые трактуются, как воспрепятствование;
  • расширение права адвоката на назначение экспертизы своим запросом, путем указания в законе, что адвокатом может назначаться экспертиза тех предметов, которые находятся на хранении в органе предварительного расследования. Также адвокат должен иметь право добавлять свои вопросы при назначении экспертизы следствием или судом, а не только лишь ходатайствовать об их добавлении;
  • необходимо предусмотреть прямое право адвоката выступать с публичным опровержением недостоверной информации о своем подзащитном, распространенной правоохранительными органами;
  • улучшение положения стороны защиты в рамках судебного заседания: предоставить защитнику право высказывать отношение к обвинению непосредственно до или после обвиняемого, предоставить возможность обжалования в апелляционном порядке решений суда по ходатайствам о признании доказательств недопустимыми;
  • предлагается ввести персональную ответственность сотрудников правоохранительных органов, в делах, закончившихся оправданием и реабилитацией граждан, путем осуществления компенсационных выплат гражданам не за счет бюджета, а путем их непосредственного взыскания с виновных сотрудников;
  • непоступление предусмотренной договором оплаты в предусмотренные договором сроки должно быть основанием для расторжения договора и замены адвоката (на данный момент это не является основанием в Казахстане);
  • в части усиления гарантий независимости и безопасности адвоката органами самоуправления адвокатуры предлагались ранее и предлагаются до настоящего времени ряд конкретных норм: право на безопасность и охрану адвоката, обязательное уведомление коллегии о задержании адвоката, запрет на изъятие каким-либо образом предметов, связанных с профессиональной деятельностью адвоката, обязательность присутствия представителя адвокатуры при проведении обыска у адвоката, гарантии неограничения гражданских и экономических прав адвокатов;
  • несогласие адвоката на проведение процесса в порядке видеоконференцсвязи должно приводить к проведению процесса в обычном режиме;
  • требуются регулярные обобщение и систематизация практики рассмотрения жалоб адвокатов на уровне республиканских судебных органов;
  • создать подробную регламентацию процедуры рассмотрения судом жалоб на действия органа предварительного расследования, в том числе при рассмотрении посредством видеоконференцсвязи, т.к. действующая в настоящее время процедура оставляет слишком большой простор для разночтений;
  • обязанность следственного судьи по требованию адвоката рассматривать ходатайства адвоката в его присутствии (исключить в принципе заочное рассмотрение ходатайств адвоката);
  • введение компьютерной системы случайного выбора суда апелляционной инстанции при обжаловании решений следственного судьи;
  • введение норм, обязывающих суды жестко реагировать на все факты нарушения закона, особенно, если эти факты приобретают систематический характер (в частности, суд обязан инициировать проведение проверки прокуратурой по фактам пыток и причинения телесных повреждений обвиняемым);
  • наделение адвокатов правом обжаловать действия не только органа, ведущего уголовный процесс, но и иных: эксперта, конвоиров, оперативников и прочих;
  • изменение стандартов доказывания в процедуре санкционирования следственным судьей меры пресечения в виде заключения под стражу (и его продления): установление высоких стандартов доказывания необходимости применения меры пресечения в принципе, а также реальной возможности обвиняемого скрыться, установление запрета на применение меры пресечения на основании незаконно полученных доказательств.
Проблемы организации работы адвокатов
Раздел 7 Концепции называется “Адвокат – высокооплачиваемая профессия” и включает целый ряд предложений по изменению подходов к формированию доходов адвокатов, которые должны в перспективе привести к их повышению, и, как итог, к увеличению престижности самой профессии. В частности предлагается существенно увеличить размер оплаты юридических услуг, оказываемых за счет бюджета (до оплаты соразмерной с заработной платой процессуальных оппонентов), а также расширить перечень категорий дел и клиентов, при работе с которыми помощь оплачивается за счет бюджета, при этом прямо предлагается пересмотреть само распределение государственного бюджета путем направления денег с финансирования неэффективного информирования граждан о деятельности государственных органов на вышеуказанные цели. Кроме того, предлагается исключить ограничения на размер возмещения услуг представителя проигравшей по гражданскому делу стороной и легализовать принцип “гонорара успеха” при оказании юридической помощи.
В разделе 8 Концепции указывается о необходимости соблюдения баланса в вопросах соблюдения Кодекса профессиональной этики адвоката, в частности указывается, что “право адвокатов на свободу слова, право свободно получать и распространять информацию любыми законными способами не должно ограничиваться. Освещение адвокатами проблем, возникших в их деятельности, отстаивание ими своей гражданской, политической и правовой позиции положительно влияют не только на развитие адвокатуры, но и на становление правового государства и гражданского общества”. Вместе с тем, указывается, что недопустимым является подрыв доверия к адвокатуре, как путем нападок на процессуальных оппонентов, так и на своих коллег.
В разделе 9 Концепции указывается, что для повышения квалификации адвокатов, которое является обязательным для каждого члена коллегии, должен быть создан Центр повышения квалификации, который должен находиться в подчинении РКА, а не внешних органов и ведомств. Также предлагается сделать уклон на новых, практически ориентированных и полезных знаниях.
Предложения раздела 10 Концепции касаются форм организации адвокатской деятельности. Отмечается, что существующие в настоящее время формы в виде юридических консультаций, адвокатских контор и адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, должны и далее существовать, но в измененном виде, а также должны быть созданы новые формы организации. Так, предлагается исключить норму законодательства об обязательном наличии у адвоката служебного помещения, т.к. порядок работы, сложившийся в период пандемии, показал, что работа адвоката все чаще переносится в онлайн. Кроме того, предлагается несколько реформировать деятельность адвокатских контор, сделав их практически такой же формой организации, как адвокатское бюро ранее в Беларуси, т.е. с правом принимать на работу в контору рядовых адвокатов наравне с адвокатами-партнерами. Адвокатов-партнеров предлагается по желанию подразделять на старших и младших партнеров. Кроме того, предлагается ввести новую форму организации адвокатской деятельности – коллегия адвокатов. Эта форма организации деятельности имеет некоторое сходство с бюро, однако адвокаты в ней в большей степени самостоятельны, не несут ответственности друг за друга. Также в Концепции поднимается болезненный для постсоветского пространства вопрос о том, что адвокатская деятельность должна относиться к предпринимательской, а значит должны быть введена возможность, по аналогии с развитыми странами, создания адвокатских товариществ с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership), которые будут крайне удобны для крупных юридических фирм и бюро.
В разделе 11 авторы Концепции анализируют социальный и налоговый статус адвоката, указывая, что несмотря на значительное сходство адвокатской деятельности с деятельностью предпринимательской, адвокаты имеют несоизмеримо больше обязанностей социальной направленности, а также существенно большие обязательные расходы (взносы в коллегию, оказание юридической помощи безвозмездно, повышение квалификации за свой же счет, аренда помещений). При этом налоговый режим в отношении адвокатов никак не учитывает данные обстоятельства, ввиду чего его следует пересмотреть. Примерно также обстоит дело с социальным обеспечением адвоката, которое явно проигрывает в этом плане обеспечению сотрудников правоохранительных органов и судов.
В разделе 12 Концепции авторы излагают свои соображения по поводу атрибутики и символики адвокатуры, указывают, что в законе предусмотрено использование адвокатами в судебных заседаниях специальных адвокатских мантий, но в реальности мантий нет и необходимо либо начать их использовать, либо исключить данную возможность из закона (в адвокатской среде этот вопрос достаточно дискуссионный). Также необходимо разработать специальный нагрудный знак адвоката, разработать систему награждений лучших в системе адвокатуры, утвердить профессиональный праздник адвоката.
Далее в разделе 13 Концепции рассматриваются вопросы усиления цифровизации адвокатуры. Указывается, что созданная единая информационная система юридической помощи должна совершенствоваться, становится более удобной и всеобъемлющей. На данный момент указанный ресурс представляет собой фактически мостик между адвокатами и клиентами, место, где можно получиться консультацию или даже просто найти себе адвоката. Предлагается также наполнить эту систему для пользователей-адвокатов различными государственными базами данных, которые существенно упростят работу адвоката по многим вопросам (базы о совершенных правонарушениях, о пересечении госграницы, базы органов исполнительного производства, базы нотариальных действий и т.д.). Также предлагается кардинальное изменение интернет-страницы РКА, путем создания более логичного и простого интерфейса, постоянного обновления информации, большей открытости руководства РКА в сети Интернет.
Раздел 14 Концепции посвящен взаимодействию адвокатуры со средствами массовой информации. Предлагается увеличить уровень информирования населения о деятельности адвокатов посредством как официальной веб-страницы РКА, так и за счет активной организации различных публичных мероприятий и выступления адвокатов в средствах массовой информации.
В кратком Разделе 15 Концепции, посвященной международному сотрудничеству декларируется всего одна цель в данном направлении – восстановление членства РКА в IBA (International Bar Association) с последующим активным сотрудничеством с данной организацией.
Последний раздел Концепции посвящен теме, которая достаточна близка для Беларуси: взаимодействие между адвокатами и юридическими консультантами (аналог юристов-лицензиатов в Беларуси). Суть проблемы, по мнению авторов, заключается в том, что палаты юридических консультантов, как форма самоорганизации, отличаются отсутствием хоть каких-то общепризнанных стандартов организации и функционирования, характеризуются отсутствием какой-либо действенной системы контроля качества услуг. Ссылаясь на мнение Европейской комиссии за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия), авторы указывают, что наиболее действенной является система, при которой существует единая система функционирования всех адвокатов и юристов. Вместе с тем, авторы также констатируют, что такое объединение должны быть очень осторожным и постепенным, а принести положительный эффект оно может лишь в случае реализации остальных предложений концепции, т.к. функционирование единой системы возможно лишь при подлинно независимой адвокатуре.
Выводы
Концепция развития адвокатуры Казахстана является программным документом, в котором авторы постарались объединить все значительные проблемы адвокатуры и предложить порядок их решения. Стоит отметить, что даже существующая в настоящее время в Казахстане система правосудия значительно опережает крайне архаичную систему правосудия в Беларуси: множество институтов и процедур, которые даже представить в Беларуси тяжело, уже успешно работают в Казахстане (в частности: институт следственных судей, суд присяжных, установление административной ответственности за отказ в предоставлении адвокату информации, децентрализация института входа в адвокатскую профессию и т.д.). Говоря же про множество предложенных руководством РКА изменений, можно констатировать, что концепция представляет собой достаточно цельный и логичный план, который, в случае его реализации, сможет преобразить нынешнюю казахстанскую адвокатуру постсоветского типа в куда более современный институт.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda