Институт аттестации как рычаг давления на адвокатов
В Сети вчера появилась информация о том, что 3 марта на аттестацию Квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности при Министерстве юстиции были вызваны семь адвокатов. Аттестацию прошел лишь один из них. Еще трое – Андрей Барташевич, Елена Шинкаревич и Николай Ётка – не аттестованы. Это значит, что действие их адвокатских лицензий будет прекращено. Оставшиеся – Дарья Гороховик, Светлана Коннова и Елена Майсеня – прошли аттестацию “условно". По сути, сейчас они находятся на полугодичном испытательном сроке, по истечении которого будет окончательно решена их судьба. Непройденная аттестация считается основанием для отобрания лицензии.
Как отмечает источник, всего в марте на комиссию вызвано несколько десятков адвокатов. Формальный повод для вызова может быть любой, но целевая аудитория таких “вызовов” предсказуема – адвокаты, которые являются защитниками

политзаключенных либо критикующие текущее правовое состояние в Беларуси (сейчас количество таких адвокатов около 200).
Следующее заседание Квалификационной комиссии по аттестации адвокатов назначено на 24 марта.
В связи с появившейся информацией мы решили изучить ситуацию с аттестацией глубже и разобраться с феноменом органа по оценке деятельности адвокатов, состоящего в большинстве своем не из адвокатов, а также со способами надавить, запугать адвокатское сообщество и лишить юридической защиты нуждающихся. В качестве основы данного материала взят доклад Международной федерации за права человека и Всемирной организации против пыток при содействии Парижской коллегии адвокатов, подготовленный в 2018 году.

Правовое регулирование

На нормативном уровне статус адвоката регулируется сводом нормативных актов, которые постепенно поставили профессию адвоката под контроль властей, в частности Министерства юстиции. Среди нормативных актов, регулирующих вопросы переаттестации и лишения лицензий, стоит отметить:

· Закон Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334-З (ред. от 06.01.2021) "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" (далее – Закон об адвокатуре);
· постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.11.2010 № 105 (ред. от 28.02.2020) "Об осуществлении адвокатской деятельности и оказании юридических услуг" (вместе с "Инструкцией о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя специального разрешения (лицензии) (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям", "Положением о Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь", "Инструкцией о порядке проведения квалификационного экзамена");
· постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 02.02.2012 № 34 (ред. от 27.09.2019) "Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации адвокатов".

В соответствии со ст. 18 Закона об адвокатуре адвокат обязан проходить аттестацию. Аттестацию адвокатов проводит Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь (далее – Квалификационная комиссия) либо по ее поручению – территориальная коллегия адвокатов.
Адвокаты проходят очередную и внеочередную аттестацию. Очередная аттестация проводится один раз в пять лет, внеочередная – на основании представления Министерства юстиции либо совета Белорусской республиканской коллегии адвокатов о проведении внеочередной аттестации адвокатов, то есть в любое время, было бы «представление либо совет».
Статья 14 Закона об адвокатуре определяет функции Квалификационной комиссии. Согласно этой статье Квалификационная комиссия:
· проверяет претендентов на соответствие требованиям, предусмотренным Законом;
· принимает мотивированное решение о допуске или об отказе в допуске претендента к сдаче квалификационного экзамена;
· принимает у претендентов квалификационный экзамен;
· рассматривает заявления и (или) иные материалы о выдаче лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, дает оценку соответствия возможностей соискателей лицензий (лицензиатов) лицензионным требованиям и условиям;
· проводит аттестацию адвоката либо поручает ее проведение территориальной коллегии адвокатов;
· принимает решение о включении или об отказе во включении адвоката иностранного государства в Реестр адвокатов;
· рассматривает иные вопросы адвокатской деятельности.
А судьи кто?

В состав Квалификационной комиссии входят:

1) председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов, по одному представителю от территориальных коллегий адвокатов;
2) по одному представителю от Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, иных государственных органов;
3) пять представителей от Министерства юстиции Республики Беларусь;
4) два представителя от научных организаций.

Председателем Квалификационной комиссии является заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.
Важно подчеркнуть, что информация о том, представители каких именно научных организаций участвуют в деятельности Квалификационной комиссии, не является общедоступной. Как отмечается в докладе, оба представителя от научных организаций не обладают независимостью, поскольку речь идет о государственных научных учреждениях, – это декан юридического факультета БГУ и директор Юридического колледжа БГУ.
Таким образом, на сегодняшний день адвокаты представляют в Квалификационной комиссии меньшинство: из 17 членов Комиссии адвокатов всего 8, а поскольку ч. 2 ст. 14 Закона об адвокатуре допускает добавление представителей «иных государственных органов», представительство адвокатов в Комиссии может в любой момент оказаться еще слабее.
Как отмечается в докладе, состав Квалификационной комиссии (взять хотя бы председательство Комиссии замминистра юстиции) и полномочия, связанные с предоставлением, приостановлением или отменой лицензий, проведением аттестации, полностью подчиняют адвокатуру Министерству юстиции (закреплено в ст. 38 Закона об адвокатуре) и делают комиссию одним из самых мощных рычагов давления на адвокатуру.

Аттестация как способ контроля адвокатов

Белорусские власти активно используют Квалификационную комиссию и ее всеобъемлющие полномочия в отношении адвокатов, представляющих в судебных инстанциях интересы лидеров протестных движений и манифестантов. Прецеденты, возникшие в 2020 и 2021 годах, к сожалению, не первые в истории независимой Беларуси.
Составители доклада подробно описывают ситуацию, возникшую в сентябре 2017 года, когда 8 из 16 адвокатов, представлявших подсудимых по делу «Белого легиона», вынуждены были пройти внеочередную аттестацию, являющуюся своего рода устным экзаменом перед Квалификационной комиссией, формируемой Министерством юстиции, несмотря на то, что за несколько месяцев до этого некоторые из них успешно прошли обычную аттестацию в Аттестационной комиссии своей территориальной коллегии адвокатов. В результате этой внеочередной аттестации из восьми вызванных адвокатов одна – Анна Бахтина – была исключена из регистра адвокатов и впоследствии потеряла лицензию, в то время как квалификации остальных семерых адвокатов были оценены как не в полной мере соответствующие законодательству. Через шесть месяцев эти адвокаты должны были заново пройти внеочередную аттестацию. В конце марта 2018 года им пришлось доказывать, что они надлежащим образом выполнили рекомендации Комиссии в отношении повышения их профессиональной квалификации. Цель этих действий заключалась в оказании давления на адвокатов и их преследовании в связи с их профессиональной деятельностью.
Данный пример подтверждает тот факт, что в соответствии с действующим законодательством государство (Минюст) может оказывать постоянное давление на адвокатов, избирательно вызывая их в любое время проходить аттестацию для доказательства своей квалификации.
Квалификационная комиссия может доверить аттестацию соответствующей территориальной коллегии. Тогда формируется аттестационная комиссия, которая, в отличие от Квалификационной комиссии при Минюсте, состоит из пяти опытных адвокатов (со стажем работы не менее пяти лет). Как отмечают сами адвокаты, аттестационная комиссия фокусируется на достижениях адвоката, а не на цели поймать его на незнании наизусть положения того или иного нормативного акта, зачастую даже не связанного со специализацией адвоката. Однако условия подобного делегирования точно не определены, и исходя из информации, представленной в докладе, зачастую Квалификационная комиссия занимается «грязной работой» по лишению адвокатов лицензий самостоятельно.

Процедура аттестации

На каждого адвоката, подлежащего аттестации, составляется характеристика, в которой содержится полная оценка его моральных и профессиональных качеств, а также информация, указывающая на соблюдение им действующего законодательства.
Характеристика на адвокатов, осуществляющих деятельность в юридических консультациях или в адвокатских бюро, составляется заведующим юридической консультацией либо управляющим партнером соответственно. А вот адвокатам, имеющим дисциплинарные взыскания, необходимо получить характеристику у председателя территориальной коллегии адвокатов.
Аттестация состоит из рассмотрения Квалификационной комиссией представленных ей материалов, в том числе материалов о выполнении адвокатом требований законодательства и иных материалов, характеризующих его профессиональную деятельность, и заслушивания аттестуемого во время устного собеседования. Квалификационная комиссия вправе (но не обязана) проверить знание адвокатом законодательства Республики Беларусь во время собеседования. Комиссия активно пользуется этим правом – на внеочередной аттестации в сентябре 2017 года аттестуемым было задано такое количество вопросов, что возникли трудности с ответами. Устная часть аттестационной процедуры законодательством не определена, что позволяет членам Комиссии задавать вопросы из любых областей права: адвокатам, которые специализируются в уголовном праве, задаются вопросы, связанные с законом, регулирующим банковскую деятельность.



Наличие непрозрачной процедуры очередной и внеочередной аттестации дает белорусским властям возможность не столько проверить квалификацию адвокатов, сколько вполне законным (пускай и противоречащим принципам независимости адвокатуры) способом надавить на адвокатское сообщество, в частности, на отдельных его представителей, занимающихся резонансными делами. Официальная причина исключения адвокатов всегда связана с профессиональным нарушением, совершением проступка, несовместимого со званием адвоката, недостаточной квалификацией и т.д. Нет сомнений, что именно такие формулировки мы увидим в новостях 24 марта.
Их уже можно наблюдать в пресс-релизах Минюста: "В ходе проверки были установлены факты нарушения адвокатами Закона об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвоката, выявлены нарушения при составлении правовых документов, договоров на оказание юридической помощи, ордеров. Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении отдельными адвокатами своих профессиональных обязанностей, что является основанием для проведения Квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь внеочередной аттестации адвокатов".

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda