Является ли адвокатура независимой в Республике Беларусь?
Опубликовано 27 ноября 2020 года
Адвокатура – один из обязательных элементов системы юстиции в любой стране. Сложно переоценить роль адвокатов как лиц, представляющих интересы широкого круга граждан и организаций в решении юридических вопросов. Мировая практика выработала и продолжает вырабатывать стандарты функционирования различных элементов системы юстиции, включая адвокатуру.

О реализации в Республике Беларусь права на защиту можно прочитать здесь. О соблюдении принципов независимости адвокатуры в Беларуси можно прочитать здесь.

Предлагаем ознакомиться с ключевыми докладами международных организаций, в которых давалась оценка независимости адвокатуры в Беларуси.
1. Доклад Хельсинкского фонда по правам человека, подготовленный в сотрудничестве со Всемирной организацией против пыток в 2019 году.
Русский, английский текст.

Ключевые рекомендации доклада:
  1. Привести законодательство Республики Беларусь, регламентирующее деятельность адвокатуры, в соответствие с международными стандартами.
  2. Исключить из законодательства об адвокатуре положения, касающиеся компетенции Министерства юстиции в отношении регулирования деятельности адвокатуры, передав функции Министерства юстиции органам адвокатского самоуправления.
  3. Отменить лицензирование адвокатской деятельности Министерством юстиции, передав полномочия по допуску адвокатов к профессиональной деятельности органам адвокатского самоуправления.
  4. Исключить из квалификационной комиссии представителей органов исполнительной власти и передать все функции по администрированию квалификационной комиссии органам адвокатского самоуправления.
  5. Обеспечить условия для того, чтобы адвокаты могли выполнять свои профессиональные обязанности без каких-либо препятствий, запугивания или давления.
  6. Проводить консультации с НГО, как зарегистрированными, так и незарегистрированными, а также с другими субъектами гражданского общества с целью определения областей, нуждающихся в реформе,а также подготовки и реализации рекомендаций по совершенствованию судебной системы в соответствии с международными стандартами.
2. Доклад Международной федерации за права человека и Всемирной организации против пыток при содействии Парижской коллегии адвокатов, подготовленный в 2018 году.
Текст доклада.

Ключевые рекомендации доклада:
  1. Положить конец всем формам судебного преследования правозащитников в Беларуси, включая адвокатов, специализирующихся на защите прав человека.
  2. Положить конец ограничениям свободы выражения мнений, объединений и мирных собраний правозащитников в Беларуси, в том числе адвокатов, специализирующихся на защите прав человека.
  3. Разрешить визит в страну Специальных процедур Совета по правам человека Организации Объединенных Наций, в том числе специального докладчика по вопросам о положении правозащитников, специального докладчика по вопросу о положении прав человека в Беларуси и специального докладчика о независимости судей и адвокатов.
  4. Применить положения Декларации о правозащитниках, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1998 года, и в частности статей 1 и 12.2.
  5. Дать возможность коллегиям адвокатов действовать без вмешательства со стороны властей в области регулирования профессиональной деятельности, в частности, в области доступа к профессии, осуществления дисциплинарных процедур и организации обучения.
  6. Аттестация адвокатов, являясь допустимой процедурой, должна относиться исключительно к профессиональным качествам адвокатов, тогда как вытекающие из нее санкции могут налагаться только профессиональными органами без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов. Это является фундаментальной гарантией независимости адвокатов.
  7. Дать возможность проведения свободных и равных выборов председателей белорусских коллегий адвокатов без вмешательства или контроля Министерства юстиции, в частности, при утверждении списка кандидатов, в противовес тому, как это происходит в настоящее время.
  8. Обеспечить адвокатам возможность выполнять профессиональные обязанности без каких-либо препятствий, запугивания или давления.
  9. Обеспечить при любых обстоятельствах соблюдение конфиденциальности устных и письменных сообщений между адвокатами и их клиентами.
  10. Обеспечить адвокатам доступ к информации, досье и документам в установленные сроки с целью предоставления им возможности оказывать эффективную юридическую помощь.
  11. Работать, прибегая к консультативной помощи зарегистрированных и незарегистрированных НПО, а также субъектов гражданского общества для определения областей, в которых необходимо провести реформы, а также для подготовки и осуществления рекомендаций по совершенствованию системы правосудия в соответствии с международными стандартами.
Следует отметить, что этот доклад также дал ряд рекомендаций международным органам, включая ООН.
3. Доклад HUMAN RIGHTS HOUSE NETWORK, подготовленный в 2015 году. В этом докладе анализировалось состояние дел с адвокатами прав человека в ряде постсоветских стран, включая Беларусь.
Текст доклада.

В докладе констатирован ряд нарушений и ограничений прав адвокатов, занимающихся защитой прав человека, таких как право на встречи с клиентами, право на ознакомление с документами, преследование со стороны государственных органов, доступность юридической помощи, применение государственных полномочий для лишения права на деятельность.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda