Киты, на которых держится районная адвокатура, и юрконсультации Шредингера: что происходит в адвокатуре
Опубликовано 24 марта 2023 года
Как известно, с 2020 года адвокатское сообщество подвергается репрессиям, которых еще не знала история суверенной Беларуси, что приводит к уменьшению количества адвокатов в Беларуси в принципе, так и по регионам в частности. Нередко появляются новости о том, что Квалификационная комиссия при Минюсте провела аттестацию адвокатов N-ной территориальной коллегии адвокатов и лишила N-ное количество защитников лицензий.

Наш проект много пишет о доступности адвокатской помощи по политически мотивированным делам, о проблемах в этой сфере и преследовании адвокатов за защиту "не тех клиентов". В этой статье мы попробуем абстрагироваться от проблем защиты в политических делах и рассмотрим, а как вообще сейчас выглядит распределение адвокатов по юридическим консультациям, везде ли есть адвокаты и можно ли вообще говорить о том, право на юрпомощь везде обеспечивается в полном объеме. Спойлер – немало свидетельств того, что даже не в политически мотивированных делах есть проблемы с доступностью юрпомощи.
Земля держится на 3 китах, а районная юрконсультация – на 1 адвокате

Начнем исследование этого вопроса с того, в консультациях каких районов сейчас работает по 1 адвокату и в каких вообще нет адвокатов. Подробная таблица с перечнем консультаций с одним адвокатом и без адвокатов – в конце статьи.
Брест, Гродно и Гомель – в относительных лидерах

Так, можно сказать, что из областных коллегий в Брестской области меньше всего проблем. В составе одного адвоката действует только одна консультация – юрконсультация Ляховичского района. С учетом очень близкого расположения очень крупного районного центра с очень большой консультацией – Барановичского – доступность юридической помощи в Брестской коллегии адвокатов лучше, чем в других областях. Также Брестская область входит в число трех областей, в которых все юрконсультации укомплектованы хотя бы одним адвокатом.

В Гродненской областной коллегии в 2-ух районных консультациях числится лишь по одному адвокату. Это юридические консультации Кореличского и Свислочского районов. Следует отметить, что, видимо, какую-то помощь этим консультациям оказывают соответственно юрконсультации Новогрудского района (4 адвоката) и Волковысского (5 адвокатов). Хотя, очевидно, что это тоже небольшие консультации, а районы между собой связаны не самым лучшим транспортным сообщением, соответственно, отсутствие одного адвоката будет сильно влиять на работу юрконсультации. В Гродненской области тоже отсутствуют юрконсультации, в которых нет адвокатов.

В Гомельской области юрконсультаций с одним адвокатом 4: в Кормянском, Лельчицком, Лоевском, Чечерском районах. Причем только у Лоевского района рядом крупный город (Гомель), в остальных консультации, которые могли бы "подхватить" процесс оказания юруслуг, расположены достаточно далеко. В Гомельской области тоже все консультации укомплектованы хотя бы одним адвокатом.



Минская область – середнячок, хотя и самая богатая область по ВВП

В Минской области, при том, что это самая "богатая" область, юрконсультаций с одним адвокатом 3, и все расположены на юге области. Это юрконсультации Копыльского, Несвижского и Стародорожского районов. Эти районы расположены вокруг достаточно крупного Слуцкого района и казалось бы, могли бы рассчитывать на помощь, однако все не так однозначно, что будет понятно, когда мы посмотрим, в каких консультациях вообще нет адвокатов. А таких консультаций 6 (2 из них можно не считать, видимо, отсутствие адвокатов связано с какими-то организационными преобразованиями): Минская областная юридическая консультация № 6, Минская областная специализированная юридическая консультация «Бизнес.Право.Налоги», юридические консультации Любанского, Столбцовского, Узденского районов и юридическая консультация г.Фаниполя. То есть, география консультаций, которым необходима регулярная поддержка, охватывает практически все районы юга Минской области. И такая поддержка, видимо, осуществляется (если осуществляется) за счет Солигорского и Слуцкого районов.

Отдельно стоит проблема юрконсультации Столбцовского района, которая находится менее чем в ста километрах от белорусской столицы. Как так получилось, что раньше было 3 адвоката, а теперь ни одного? Предположительно, на это повлияла небезызвестная процедура аттестации: по неофициальной информации, трое адвокатов данной консультации были вызваны на внеочередную переаттестацию после личного конфликта с М.Терешковым, который был на тот момент председателем МОКА, и не прошли ее. Напомним, сам Терешков лишился поста председателя, однако адвокаты возвращены в консультацию не были, что говорит, в том числе, о качестве принимаемых управленческих решений и отсутствии планирования какого-либо будущего у нынешнего руководства адвокатурой.

Также непонятная ситуация с юрконсультацией г. Фаниполя, в которой тоже ранее было 3 адвоката. Однако близость Минска в какой-то мере нивелирует проблему доступности юрпомощи.



"Антилидеры" – Витебская и Могилевская области

"Антигерои" по количеству проблемных консультаций – Витебская и Могилевская область.

В Витебской области 9 консультаций с одним адвокатом. Это консультации следующих районов: Бешенковичского, Глубокского, Городокского, Докшицкого, Лиозненского, Сенненского, Ушачского, Шарковщинского, Шумилинского района. С учетом того, что в Витебской области 21 район, ситуация выглядит очень плохой – целые географические регионы имеют крайне ограниченный доступ к юридической помощи. Районам вроде Лиозненского, Сенненского, Шумилинского, Бешенковичского, Шумилинского относительно повезло – рядом большие районы, хотя и транспортная доступность не везде на высоком уровне. Жителям остальных районов повезло намного меньше.

А если к этому списку добавить районы, где вообще нет адвокатов, и куда в первую очередь будут направлены усилия по обеспечению юридической помощи адвокатами из других районов, то ситуация становится просто плачевной. "Пустых" юрконсультаций в Витебской области две – юрконсультации Россонского и Дубровенского районов. Оба района граничат с соседними странами, поэтому выбор тех консультаций, которые могут помогать, весьма ограничен. Итого, жители 11 из 21 района Витебской области имеют очень сомнительный доступ к юридической помощи.

Хуже же всего ситуация в Могилевской области. В ней в 11 консультациях по одному адвокату. Это такие районы как: Глусский, Горецкий, Дрибинский, Кировский, Климовичский, Кличевский, Краснопольский, Мстиславский, Хотимский, Чаусский, Чериковский. Нет адвокатов в Белыничском, Круглянском и Славгородском районах. В Могилевской области тоже 21 район, что говорит о еще худшем уровне доступности юридической помощи в общем – 14 районов из 21.

Следует отметить, что как минимум один адвокат из Белыничской юрконсультации – Н.Метелица – была лишена права на профессию через процедуру переаттестации. И в таком достаточно крупном районе сейчас нет адвокатов через политически мотивированные преследования адвокатов.
Что вообще это значит?
Анализируя количество консультаций, в которых числится лишь один адвокат либо адвокатов нет, напрашивается неутешительный вывод: право на защиту жителей районов, где приходится по адвокату на весь район либо их нет вовсе, скорее всего обеспечивается не в полной мере или не обеспечивается совсем. Когда адвокат работает один, то это обозначает, что когда он в суде, на следствии или на выезде, вести прием некому. Это обозначает, что предоставление адвоката в случае задержания осуществляется с крайне широкой трактовкой сроков – по-другому просто не может быть. И что очень важно, адвокат попадает в серьезную зависимость от органов следствия, милиции и суда – им нетрудно создать одному адвокату условия, когда на каждое отсутствие адвоката в силу других процессов или по другим причинам будет писаться рапорт, сообщение, жалоба. Мы не имеем прямой информации о таких ситуации, но простой логический анализ показывает, что такое развитие событий совершенно не исключается.

Как можно видеть из географии таких проблем, прямая и постоянная помощь из других консультаций не является каким-то системным выходом, скорее, решение очень точечных проблем. Можно себе представить, как выглядит рассмотрение дела в отношении 2-3-4 человек в районе, где один адвокат. Или как выглядит гражданский спор – кто первым нанял адвоката из района, тот и сэкономил на "командировочных".

Отдельная проблема – больничные адвокатов и отпуска. Нетрудно представить, что болеть по графику не всегда получается, что тоже создает перенапряжение всей системы.
Ситуация в МГКА
Если проанализировать список юрконсультаций Минска, то вышеописанных казусов с количеством адвокатов в консультациях обнаружено не будет. Число лицензированных специалистов варьируется от 6 к 31 на консультацию. Суммарное количество адвокатов юрконсультаций Минска равняется 637.

На февраль 2023 года, в Беларуси насчитывалось 1690 адвокатов. Применяем элементарную математику и обнаруживаем, что количество адвокатов в Минске составляет почти 40% от общего числа адвокатов по Беларуси, что в принципе выглядит обнадеживающе (для жителей Минска). Если процент так высок, логичным выводом бы стала констатация обеспечения права на защиту жителей столицы.

Однако период 2020-2023 гг. не характеризовался бы словосочетанием «кризис адвокатуры», будь все так позитивно. По официальным данным Белстата на 1 января 2022 года в Минске проживало 1 996 553 человека. Итого получаем отношение 1 адвоката на 3130 жителей Минска.

Может ли один адвокат качественно и эффективно удовлетворять потребность в юридической помощи такого количества граждан – остается риторическим вопросом. А когда один адвокат на район – то это обозначает и один адвокат на 10 000 человек, и на 15 000 человек, что в десятки раз меньше уровня обеспеченности адвокатами в развитых странах.
А чем занято руководство адвокатурой?
Несмотря на катастрофическую ситуацию в адвокатуре, руководство адвокатуры и Министерство юстиции продолжает репрессии в отношении адвокатов. Так, за 2020-2023 год были лишены права на профессию 92 адвоката. В то же время, за период 2021-2023 ряды адвокатуры пополнили только 28 адвокатов. Вопреки прогнозам, облегчение процедуры попадания в адвокатуру для сотрудников правоохранительных органов и судов какого-то существенного притока таких адвокатов не дало. Кроме того, по имеющейся информации, в адвокатуре существуют определенные проблемы с финансированием убыточных консультаций – число адвокатов уменьшилось, как минимум, на 20%, также были уничтожены такие формы работы, как адвокатские бюро и индивидуальная деятельность адвоката, что повлекло увеличение нагрузки на бюджет адвокатуры (раньше бюро и адвокаты-индивидуалы сами решали все вопросы аренды, обеспечения литературой, обучения, юридические базы). В связи с этим размер взносов имеет тенденцию расти, что тоже не способствует привлечению новых адвокатов.

Именно поэтому, видимо, наблюдается повышенная активность представителей адвокатуры в различных учебных заведениях, выпускающих юристов. Конечно, является совершенно непонятным, почему опытные адвокаты выдавливаются в огромном числе из адвокатуры через изменения законодательства, через различные недружественные процедуры, чтобы потом с огромным трудом искать желающих в юридических вузах, что, очевидно, не будет способствовать общему росту профессионализма адвокатуры. Максимум – закрытие пустующих вакансий. И, конечно, сомнительно, что молодые адвокаты будут обладать ресурсами жить и работать в отдаленных консультациях даже ради вожделенного опыта. Видимо, проблемы жителей районов остаются проблемами их самих без видимых перспектив решения этих вопросов.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda