Пост-денонсация: беларусы все еще могут защищать свои права в КПЧ ООН
Опубликовано 28 ноября 2022 года
В связи с денонсацией Беларусью Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических права и исчезновением возможности подачи индивидуальных сообщений в Комитет по правам человека ООН, наш проект попросил прояснить ситуацию о возможных дальнейших взаимоотношениях с КПЧ эксперта по международному праву прав человека и системе ООН Наталью Мацкевич.
Генсеком ООН зарегистрирована нота о денонсации Беларусью Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах (далее – Пакт). Вышеуказанные действия были совершены 8 ноября 2022 года. Так, последним денем подачи жалоб в Комитет по правам человека ООН (далее – Комитет) для беларусов стоит считать 8 февраля 2023 года.
О том, к чему может привести денонсация Факультативного протокола к Пакту, читайте комментарий эксперта; подробнее о том, как беларусам успеть подать жалобу в КПЧ – в материале.

Наталья Мацкевич

адвокат, защищавшая до лишения ее права на профессию Н.Дедка, С.Тихановского, В.Бабарико
и других известных лиц, автор образовательных курсов по правам человека
Полезные материалы
Алгоритм подачи жалобы в Комитет по правам человека ООН ищите тут.

О том, к чему может привести денонсация Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах: комментарий эксперта.

В данной статье рассматривается юридическая сила решений КПЧ.

Подробнее о международных механизмах защиты прав человека, доступных в Республике Беларусь.
- Право подачи индивидуальных сообщений о нарушении прав человека в КПЧ было предусмотрено денонсированным Факультативным протоколом. Но мы понимаем, что Пакт продолжает действовать, Комитет продолжает существовать. Какие останутся формы взаимодействия Республики Беларусь с Комитетом?
Компетенция комитетов договорных органов (подробнее о таких комитетах – в наших материалах Международные органы по защите прав человека: квинтэссенция и суть и Обзор международных инстанций, куда можно обратиться, если не работают национальные процедуры) включат в себя не только рассмотрение индивидуальных сообщений. Еще одна важная функция, которую выполняют комитеты, осуществляя мониторинг выполнения международного договора, - это рассмотрение периодических докладов государств-участников о выполнении договора и выпуск заключительных замечаний в результате этого процесса (это предусмотрено положениями самих договоров, в частности, Пакта). На самом деле, бОльшую часть времени на своих сессиях (три раза в год) Комитет по правам человека занимается именно рассмотрением периодических докладов (в отличие, например, от Европейского суда по правам человека, который работает на постоянной основе и только рассматривает жалобы).
- Какова процедура рассмотрения периодических докладов?
Обновленная процедура периодических докладов такова, что государство направляет общий базовый доклад. На основании него и альтернативных докладов договорные органы, в том числе Комитет по правам человека, составляют список вопросов для государства. Оно, в свою очередь, представляет Комитету ответы на эти вопросы. Информацию по вопросам комитета могут представить также неправительственные организации. Потом при рассмотрении доклада государства на сессии комитета (а это устные слушания с участием делегации государства – участника) эти вопросы и ответы и станут основой диалога, который может быть довольно неудобным для государства (напр., см. видеотрансляцию рассмотрения 5го периодического доклада Беларуси в КПЧ 9 октября 2018 (на русском), расшифровка)
- Могут ли в этом процессе как-то поучаствовать представители гражданского сообщества, адвокаты или обычные граждане?
Роль гражданского общества в этом процессе может быть значительной, так как именно от той информации, которая будет представлена в Комитет в альтернативных докладах, зависит то, насколько вопросы Комитета будут релевантны проблемам с правами человека в стране, насколько острым будет диалог с представителями государства на сессии и насколько точными будут заключительные замечания.

Адвокатам, конечно, сложно включаться в эту процедуру. Но если в конкретном деле продемонстрированы нарушения прав человека, гарантированные Пактом, тем более если это дело отражает общие и системные проблемы, то оно может быть отражено в альтернативном докладе теми неправительственными организациями, которые такие доклады делают.

Как это выглядит, можно посмотреть по материалам сессий КПЧ на сайте Управления верховного комиссара по правам человека. Вот на прошедшей в октябре - ноябре этого года 136й сессии Комитета рассматривался периодический доклад Российской Федерации. Более двух десятков НПО (национальных и международных) представили свою информацию. И в этих докладах, как мы видим, есть упоминания отдельных кейсов. Международная группа «Агора» же включила в свой доклад единственный кейс Петра Верзилова.
- Какова практика воплощения в жизнь заключительных замечаний, которые даются по окончанию заслушанного доклада?
Заключительные замечания комитетов отражают их выводы о выполнении/ невыполнении тем или иным государством – участником международного договора, который мониторит комитет, а также рекомендации – что нужно сделать государству для избежания ситуации с невыполнением обязательств по договору и для улучшения ситуации с правами человека. И, на мой взгляд, понятие «рекомендации» не означает свободу государства выполнять их или не выполнять. Потому что речь идет о выводах органа, которому государства передали компетенцию делать выводы, в том числе, о дефектах выполнения международного договора, а договоры государство обязано исполнять, коль скоро оно их подписало и ратифицировало. К слову, в каждых заключительных замечаниях, комитеты выражают не только критику, но с удовольствием отмечают и положительные моменты и прогресс в выполнении положений договоров. Так что воплощение в жизнь рекомендаций КПЧ – это полностью ответственность государства.
- Пактом предусмотрена процедура подачи жалоб от одного государства на другое в случае несоблюдения Пакта. Существует ли на практике данная процедура и насколько она популярная и эффективная?
В практике Комитета по правам человека еще не было рассмотрения межгосударственных жалоб, насколько мне известно. Но всё когда-то бывает в первый раз. Некоторые европейские государева уже воспользовались подобной процедурой в Европейском суде по правам человека. Так что определенная исходная международная практика по этому вопросу есть. Логика этого механизма в том, что международные договоры – это продукт нормотворческой деятельности между государствами. Нарушение каким-либо из них международного договора – это не только нарушение в отношении индивидов, которые находятся под юрисдикцией того или иного государства, но и нарушение взаимных обязательств государств.
- Оставаясь в рамках взаимодействия с международными органами по защите прав человека, каким образом обычный гражданин может заявить о нарушении своих прав? Каким образом адвокат может защитить клиента, используя оставшиеся механизмы взаимодействия?
Для индивидуальных сообщений лиц, находящихся под юрисдикцией Беларуси, действующими остаются специальные процедуры Совета по правам человека, в том числе Рабочая группа по произвольным задержаниям, а также Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Каждый из этих механизмов рассматривает специфический круг вопросов, соответствующий их мандату.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda