Что может быть изменено в законе об адвокатуре и адвокатской деятельности: анализируем один из проектов
Опубликовано 11 марта 2021 года
В наше распоряжение попал проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности и его обоснование. Аутентичность проекта мы проверить не можем: как мы уже писали подготовка идет в атмосфере строгой секретности, без общественного и профессионального обсуждения. В то же время, судя по всему, это одна из версий (возможно, не последняя) проекта, находившегося на согласовании в государственных органах. Мы попробовали разобраться в предлагаемых изменениях. Мы не будем давать оценку этим изменениям, просто опишем их.

Следует отметить, что Белорусская республиканская коллегия адвокатов просит направлять в ее адрес предложения по корректировке законодательства об адвокатуре.

Подчеркнем, что появился новый проект, еще более жесткий.
О том, какие изменения в законодательстве об адвокатуре действительно позволят обеспечить выполнение общепризнанных принципов и гарантий деятельности адвокатуры, можно узнать из этого материала.
Следует отметить, что достаточно большое число слухов о возможном содержании проекта закона, о которых мы уже писали, подтвердилось. Но обо всем по порядку.
Ограничение деятельности адвокатов по отдельным категориям дел
Как и обсуждалось в профессиональной среде, в проекте Закона содержится ограничение на осуществление защиты и представление интересов по уголовным и административным делам для адвокатов, осуществляющих деятельность индивидуально и в составе адвокатских бюро.

Причем «водораздел» идет не по категории клиентов (как это имело место при разделении лицензий до 2013 года), а по видам дел. Данный запрет планируется ввести в силу в течение года со дня принятия этих изменений.
 
Изменение структуры органов, привлекающих к дисциплинарной ответственности адвокатов
Во-первых, следует отметить, что несмотря на имевшиеся слухи, функции привлечения к дисциплинарной ответственности адвокатов остались и в адвокатских образованиях. Только теперь органом дисциплинарного реагирования является совет территориальной (Республиканской) коллегии. Дисциплинарные комиссии территориального и республиканского уровня как таковые упраздняются. Согласно переходным положениям, избранные до принятия закона органы адвокатского самоуправления будут функционировать не более 6 месяцев.

Предполагается следующая модель дисциплинарного реагирования:
  • совет территориальной коллегии рассматривает дисциплинарные нарушения адвокатов;
  • совет республиканской коллегии адвокатов рассматривает дисциплинарные нарушения председателей и членов советов территориальных коллегий и рассматривает жалобы на решения территориальных советов.
Решения совета республиканской коллегии по жалобам на решения территориальных советов, а также по привлечению к административной ответственности могут быть обжалованы в месячный срок в суд.
Проект можно скачать по ссылке.
Органы самоуправления адвокатурой
Проектом установлен четырехлетний срок полномочий для всех выборных и назначаемых органов адвокатского самоуправления – заведующих юрконсультациями, членов совета адвокатур, председателей территориальных коллегий.

Самым существенным изменением с предсказуемыми последствиями является выбор членов советов и председателей коллегий только из кандидатур, согласованных Министерством юстиции. Так, территориальная коллегия не позднее чем за месяц до собрания представляет в Минюст не менее 2 кандидатов на каждого члена совета. Если Минюст дважды отклоняет предложенные кандидатуры, то министерство представляет своих кандидатов. Если эти кандидаты дважды отклоняются на общем собрании, кандидаты от Минюста считаются выбранными в состав территориального совета. Абсолютно аналогичные нормы о согласовании и назначении председателя территориальной коллегии адвокатов.

И только заместителя председателя можно выбрать относительно самостоятельно (относительно – потому что из числа членов территориального совета, а они могут не пройти фильтр Министерства юстиции).

Порядок избрания членов совета Белорусской республиканской коллегии адвокатов никак не изменился в соответствии с проектом. По-прежнему, в состав совета избирается по два представителя от каждой территориальной коллегии на общем собрании коллегии. Председатели коллегий входят в совет по должности. Председатель коллегии избирается по согласованию с Министерством юстиции.

Изменения, касающиеся доступа к профессии
В этой части планируется три серьезных изменения.

Во-первых, отменяются требования о наличии трехлетнего стажа для по специальности для претендентов на вступление в адвокатуру.

Во-вторых, существенно упрощается «попадание» в число адвокатов бывших сотрудников органов. Установлено, что претенденты, работавшие (проходившие службу) в судах, органах прокуратуры, юстиции, правоохранительных органах, а также структурных подразделениях (секретариатах) таких органов, кандидатуры которых представлены руководителями соответствующих республиканских органов, проходят стажировку до трех месяцев и сдают квалификационный экзамен только в устной форме.

В третьих, в полномочия Министерства юстиции включено полномочие по согласованию кандидатур стажеров, претендующих стать адвокатами. Норма изложена достаточно кратко, однако, судя по всему, смысл таков: все стажеры должны получить одобрение в Министерстве юстиции и никто не сможет стать адвокатом, если Министерство юстиции этого не пожелает.
Другие изменения
К другим изменениям следует отнести:
  • запрет адвокатам быть участниками или учредителями коммерческих организаций (срок вступления в силу ограничения – 1 год с момента принятия закона);
  • введение обязанности адвокатов проходить аттестацию в порядке, определяемом Министерством юстиции;
  • изменение процедуры принятия Правил профессиональной этики. Если ранее было указано, что эти правила утверждаются Министерством юстиции по согласованию с Белорусской республиканской коллегией адвокатов, то сейчас указано просто – разрабатываются во взаимодействии с БРКА, без какого-либо согласования;
  • закрепление права должностных лиц Министерства юстиции участвовать в деятельности органов адвокатского самоуправления, запрашивать и получать от коллегий адвокатов, юридических консультаций, адвокатских бюро, адвокатов сведения и документы при условии соблюдения адвокатской тайны.
Выводы
Не давая оценку последствиям принятия закона в таком виде, можно сказать, что в проекте заложен полный контроль государственных органов (в лице Министерства юстиции) за:
  • доступом к профессии (все стажеры должны быть согласованы Минюстом);
  • органами самоуправления (все кандидаты в территориальные советы и председатели территориальных коллегий должны быть согласованы с Минюстом, иначе напрямую назначаются Минюстом);
  • правилами профессиональной деятельности.
Кроме того, появляется возможность для появлению «карманных» и полностью лояльных органам власти и органам уголовного преследования адвокатов из числа бывших сотрудников правоохранительных органов, допускаемых к профессии ускоренными темпами и без прохождения полной процедуры допуска к профессии при санкционировании такого перехода руководителями соответствующих государственных органов и органов уголовного преследования.

Напоминаем, что данный проект не является официальным, поэтому мы не можем гарантировать, что содержание реального проекта не будет отличаться от рассмотренного.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda