Назначение органов адвокатского самоуправления Министерством юстиции: комментарий к изменению законодательства об адвокатуре

Сергей Зикрацкий

Изменения в Закон “Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь”, которые вступают в силу в конце ноября 2021 года, на практике полностью лишают адвокатуру независимости от государства, которая должна обеспечиваться не только в соответствии с международными принципами, но и национальным законодательством.
Рассмотрим ключевые изменения закона, касающиеся формирования органов адвокатского самоуправления.
Напоминаем, что изменения в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30.12.2011 № 334-З (далее – Закон об адвокатуре) вступают в силу 30.11.2021. С этой же даты вступают в силу новые Правила профессиональной этики адвокатов. С комментарием вы можете ознакомиться по ссылке.

С комментария других изменений законодательства об адвокатуре можно познакомиться в статьях:

Общие положения о независимости саморегулируемых организаций
Если посмотреть на вопрос независимости любой саморегулируемой организации, можно выделить несколько ключевых моментов:

1) возможность определять порядок входа/членства в такой организации;
2) возможность определять порядок деятельности членов организации;
3) возможность определять лиц, которые будут руководить организацией и контролировать соблюдение правил внутри организации;
4) возможность определять порядок финансирования организации.


Изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30.12.2011 № 334-З (далее – Закон об адвокатуре) полностью разрушают каждый из этих ключевых элементов.

Советы коллегий адвокатов будут фактически назначаться Министерством юстиции

Ранее адвокаты сами определяли, кто будет руководить коллегиями адвокатов. Осуществлялось это через выборы в Советы коллегий адвокатов и в Совет БРКА. Для того, чтобы попасть в Совет, необходимо было иметь определенный стаж членства в адвокатской коллегии. Иных ограничений для выдвижения своей кандидатуры на выборы не было.

После вступления в силу изменений в Закон об адвокатуре, Советы коллегий адвокатов будут фактически назначаться Министерством юстиции. Прописано это достаточно витиевато, но ведь умеем читать законы, правда? Сначала в Минюст должны быть предоставлены списки возможных кандидатур на должность членов Совета - для согласования таких кандидатур. Если Минюст не согласен с кандидатурой, она не выставляется на голосование, кандидатуру стоит заменить на другую. Вторую кандидатуру Минюст тоже вправе не согласовать. Возможность предоставить кандидатуры в Минюст в третий раз уже не предусмотрена.

Если Минюст дважды отклонил предложенные адвокатами кандидатуры, инициатива переходит к министерству - Минюст предлагает своих кандидатов. Стоит отметить, что кандидатуры, предложенные Минюстом, могут быть отклонены на конференции/съезде коллегии адвокатов. Правда, один раз. Если кандидатуры, предложенные Минюстом, были отклонены конференцией/съездом адвокатов, Министерство юстиции снова предлагает новые кандидатуры, отклонить которые конференция/ съезд коллегии адвокатов уже не может.

Очевидно, что кандидатура, которая не удовлетворяет Минюст, попасть в Совет не сможет. О какой независимости органов адвокатского самоуправления можно говорить? Очевидно, что Советы коллегий и Совет БРКА станут полностью зависимы от Министерства юстиции и будут исполнять поручения министерства гораздо эффективнее, чем сейчас.

Причины изменений Закона об адвокатуре очевидны. Действовавшие ранее Советы коллегий хоть и были настроены на “сотрудничество” с Минюстом, но все же иногда проявляли самостоятельность, а некоторых членов Советов и вовсе можно было назвать независимыми. Это заключалось в том, что далеко не во всех случаях Советы возбуждали дисциплинарные производства, не всегда достаточно эффективно требовали от адвокатов не давать комментарии СМИ и выражать свою позицию в социальных сетях, пытались стать на защиту адвокатов в спорных с Минюстом ситуациях.

Теперь в Советы коллегий адвокатов и в Совет БРКА не попадут случайные люди: все члены Советов будут прогнозируемо поддерживать любую инициативу Минюста. Немаловажным является и то, что в соответствии с переходными положениями изменений в Закон об адвокатуре прописано, что адвокатам следует переизбрать советы в течение 6 месяцев после вступления в силу закона. Понятно, что это будет сделано в соответствии с новыми правилами.

Дисциплинарные производства будут вестись Советами, а не дисциплинарными комиссиями

Ранее дисциплинарные производства в отношении адвокатов рассматривали специально создаваемые дисциплинарные комиссии, которые избирались адвокатами. Изменениями в Закон об адвокатуре дисциплинарные комиссии прекращают свое существование, а полномочия по рассмотрению дисциплинарных производств в отношении адвокатов переходят к Советам коллегий и к Совету БРКА. Логика законодателя, который наверняка учитывал интересы, очевидно, что Минюста, тут абсолютно понятна - новый закон делает Советы максимально подконтрольными и зависимыми от Минюста. Однако, вводить аналогичной процедуру согласования для членов дисциплинарной комиссии, как это было сделано для членов Совета, в Законе не предусмотрено. Предусмотрено, что все полномочия по дисциплинарным производствам будут принадлежать Советам. Возможно, в Минюсте не рискнули (или посчитали, что слишком вызывающе это будет выглядеть - назначать дисциплинарные комиссии по такому же принципу, как и советы, или решили, что не соберут так много адвокатов для согласования на эти позиции). В итоге решили просто отдать все полномочия Совету.

Логика существования отдельно Совета, который решает организационные вопросы деятельности коллегии, и дисциплинарной комиссии, которая занимается рассмотрением вопросов о нарушении адвокатами правил профессиональной этики и законодательства об адвокатуре, вполне понятна. В Совете должны быть в первую очередь адвокаты, которые обладают организационными навыками, в дисциплинарной комиссии - наиболее опытные и пользующуюся непререкаемым авторитетом адвокаты, способные к рефлексии и анализу.

Но опыт и авторитет - это не те качества, которые в настоящий момент являются приоритетом. Определяющим фактором, главным образом, является подконтрольность и лояльность. Поэтому Дисциплинарные комиссии уступают свое место полностью подведомственным лояльным Советам.
Решение вопросов о финансировании коллегий переходит от конференций/ съездов адвокатов к Советам
Передача ключевых полномочий Советам приведет к потере адвокатурой независимости.

В частности, Советам будут переданы следующие полномочия, которые ранее принадлежали конференциям/ съездам адвокатов:

- утверждение размера взносов адвокатов в территориальную коллегию адвокатов
- утверждение размеров отчислений территориальной коллегии адвокатов на содержание Белорусской республиканской коллегии адвокатов, а также в фонд развития адвокатуры
- утверждение порядка и размеров выплат вознаграждения адвокатам за дни участия в работе Советов коллегии адвокатов

Ситуация выглядит следующим образом. Советы сами определяют смету своего финансирования, сами ее утверждают, а адвокаты должны платить взносы. Возможности не согласиться с этим у адвокатов просто нет: если адвокат не платит взносы, он просто исключается из коллегии адвокатов, что влечет за собой невозможность осуществлять адвокатскую деятельность.

Пару лет назад руководство адвокатуры уже предлагало адвокатам собрать деньги на строительство “Дома адвокатуры”. Тогда это предложение вызвало бурную негативную реакцию адвокатов, в результате чего от идеи строительства было решено отказаться. Сейчас у руководства адвокатуры будут все шансы вернуться к этому вопросу, не учитывая интересы самих адвокатов.

Немаловажным является тот факт, что Советы теперь будут полностью подконтрольны Министерству юстиции. Поэтому они смогут не только не учитывать интересы самих адвокатов при определении финансирования, но и просто транслировать адвокатам бюджеты, согласованные с Министерством юстиции.
Закон ограничил формы осуществления адвокатской деятельности
Ранее законом были определены 4 возможных формы деятельности адвокатов: в рамках юридических консультаций, в качестве партнера адвокатского бюро, в качестве адвоката адвокатского бюро (по трудовому договору), также адвокаты могли осуществлять свою деятельность индивидуально.

Такой подход давал возможность каждому адвокату выбрать ту форму, которая была наиболее приемлема ему в зависимости от стиля работы, желания быть более или менее независимым, намерения сопровождать крупные проекты и т.д. Одновременно этот подход позволял реализовывать те принципы, на основе которых традиционно организовывается адвокатура, в первую очередь к таким принципам относится доступность адвокатской помощи.

При этом деятельность адвокатских бюро и адвокатов, которые осуществляли деятельность индивидуально, была более независима: они могли самостоятельно определять местонахождение офиса, нанимать собственный штат, определять внутренние правила работы и т.д.

Новый Закон предусматривает только одну форму организации адвокатской деятельности - юридические консультации. Кандидатура руководителя консультации должна быть согласована с Министерством юстиции.

Таким образом, адвокаты ограничены всего одной возможной формой деятельности. И даже в рамках этой одной формы свою в деятельность в полной меры нельзя реализовать ввиду подконтрольности органов адвокатского самоуправления Министерству юстиции.
Министерство юстиции будет определять перечень лиц, которые могут стать адвокатами
Ранее вход в адвокатуру был в некоторой степени ограничен законодательством, однако все еще оставлял пространство для независимости адвокатуры.

Для вступления в ряды адвокатов надо было сдать экзамен и получить лицензию. При этом перечень лиц, которые могли претендовать на сдачу экзамена не был ограничен. Достаточно было иметь соответствующее образование, опыт работы и пройти стажировку. Принимали на стажировку Советы коллегий адвокатов, что в некоторой степени обеспечивало независимость от государства процесса входа/ членства в коллегии.

После вступления в силу изменения в закон определять перечень лиц для стажировки будет Минюст. Так образом, государство будет полностью контролировать процесс входа в коллегию.


Таким образом, 4 основных момента, которые могли бы обеспечивать независимость адвокатуры как самостоятельного института, полностью уничтожены изменениями в Закон об адвокатуре.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda