Какое государство ответственно за соблюдение прав человека при оккупации территории и ведении боевых действий

Опубликовано 7 марта 2022 года
Белорусским юристам, также как и их коллегам за рубежом, скорее всего придется в обозримом будущем столкнуться с обращениями граждан, чьи права были нарушены в контексте агрессии Российской Федерации против Украины. При подготовке защиты нарушенных прав человека в международных органах по защите прав юристам важно понимать, какое государство в каких случаях является ответственным за соблюдение прав человека на какой территории.

За разъяснениями редакция проекта “Право на Защиту” обратилась к Наталье Мацкевич, эксперту по международному праву прав человека и системе ООН. Н.Мацкевич - бывший адвокат, защищавшая Н.Дедка, С.Тихановского, В.Бабарико и других известных лиц, автор образовательных курсов по международным институтам по защите прав человека.
Мы используем в тексте термин “агрессия Российской Федерации против Украины” в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 2 марта 2022 года, которой действия Российской Федерации квалифицированы как акт агрессии против Украины.

Наталья Мацкевич

бывший адвокат В.Бабарико, С.Тихановского,
других известных людей, преследуемых по политическим мотивам
Когда мы говорим о нарушении прав человека в обычных условиях мы понимаем, что обязанной стороной является государство, осуществляющее суверенитет над определенной территорией (которая определяется как территория государства). А как это определяется в ситуации, когда суверенитет нарушается? Например, когда вооруженные силы одной страны находятся на территории другой страны и нарушают права?
Чтобы не запутать вас, сразу скажу, что сейчас мы говорим только об ответственности государства по своим обязательствам в области прав человека, которую они приняли по Международному пакту о гражданских и политических правах и другим ООНовским конвенциям (Конвенция против пыток, Конвенция о правах ребенка и др.) и Европейской конвенции о правах человека. Вопросы международного гуманитарного права и персональной ответственности пока оставим для других экспертов.

Подписав и введя у себя в действие международные договоры о правах человека, государства принимают на себя обязанность уважать (не нарушать), обеспечивать (создавать условия осуществления) и защищать (предпринимать меры против нарушений) права, предусмотренные в международном договоре. В отношении кого? - индивидов (людей), которые находятся под юрисдикцией государства.
Значение «юрисдикция» в международном праве связывается с территорией государства, как правило. Исключение составляют, в том числе, случаи, когда государство не осуществляет власти над частью своей территории, что может иметь место в результате вооруженной оккупации и иных форм влияния со стороны другого государства, которое контролирует данную территорию.

Поэтому в международно-правовой лексике существует понятие «подконтрольные территории». Такое понятие, используется в докладах международных организаций, например, в докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) «Произвольные задержания, пытки, жестокое обращение в контексте вооруженного конфликта на востоке Украины, 2014 - 2021», в тематическом отчете мониторинговой миссии ОБСЕ «Жертвы среди гражданского населения в охваченных конфликтом на востоке Украины» (кстати, эти доклады очень информативны для понимания количества верифицированных случаев и их соотношения в подконтрольных и неподконтрольных правительству Украины районах).

По практике международных органов (очень подробно это вывел Европейский суд по правам человека в ряде своих решений, прецедентное – по делу Илашку против Молдовы и России в контексте событий, произошедших в Приднестровье), государство, которое осуществляет контроль над частью территории другого государства, или предпринимает действия, которые имели последствия на территории другого государства, несет ответственность за нарушения прав человека на этой территории. Каждая ситуация, конечно, оценивается конкретно в контексте и обстоятельствах, но это общий посыл.

Государство, которое юридически владеет территорией, в такой ситуации не освобождается от ответственности автоматически, но ее степень зависит от того, предпринимало ли оно меры, чтобы восстановить эффективный контроль и защитить людей от нарушения права.

Кроме того, государство отвечает за действия своих агентов на территории другого государства, вне зависимости от того, действовали ли они по приказу или превышая полномочия.

Таким образом, для определения ответственного государства (это может быть и не одно государство) учитываются следующие факторы:
  • какое государство на практике осуществляет эффективный контроль за территорией;
  • насколько адекватно и достаточно в защиту прав человека действует государство, которому юридически принадлежит территория;
  • действиями чьих агентов были нарушены права.
Имеет ли значение признание сторонами конфликта определенных юридических механизмов (например, Европейской конвенции по правам человека)?
Абсолютным большинством государств признан Международный пакт о гражданских и политических правах. Европейская конвенция действует в отношении всех европейских стран, кроме Беларуси. Каталог прав в них практически идентичный, включая право на жизнь, право не подвергаться пыткам и др. Поэтому обязательства есть у всех, практическое значение имеет только то, в какой орган обратиться с жалобой – в Комитет по правам человека (по Пакту) или в ЕСПЧ (по Конвенции) и в отношении какого государства.
Имеет ли какое-то значение гражданство лица, чьи права нарушены?
Не имеет. В международных договорах говорится о «каждом», то есть о любом индивиде. Защищаемые Пактом права никак не зависят от национальности, гражданства или иных факторов. Более того, дискриминация запрещена.
Условием для обращения в международные органы по защите прав человека является исчерпание внутренних средств правовой защиты. А как обстоит дело с исчерпанием внутренней защиты при оккупации территории, при ведении боевых действий другим государством? Что является внутренней защитой и может ли она вообще иметь место?
Правила об исчерпании внутренних средств правовой защиты действует только в отношении тех средств, которые могут быть признаны эффективными (иметь разумные шансы на успех) и доступными. Если таких средств в распоряжении жертвы нет, нет суда или другого органа в который можно обратиться, или нет у них возможности исправить ситуацию, то неисчерпание этих средств, я думаю, не является препятствие для обращения в Комитет по правам человека, ЕСПЧ, только об этом нужно указать в жалобе.
Подробнее о деятельности международных органов по защите прав человека можно прочитать в нашем материале.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda